С 4 по 7 декабря на Спортивно-оздоровительной базе «Чехов» Федерация сумо России провела международный тренировочный лагерь с участием сильнейших сумоистов мира. Главный тренер сборной России по сумо Юрий Голубовский пригласил для участия в тренировочном лагере выдающегося российского сумоиста Сослана Борадзова, который в своё время успешно выступал на профессиональном дохё в Японии под именем Рохо Юкио, а сегодня является президентом федерации сумо Осетии. Во время тренировочного сбора Сослан поделился своим богатым опытом с молодыми спортсменами и ответил на вопросы пресс-службы Федерации сумо России (ФСР).
- Сослан Феликсович, почему вы согласились принять участие в международном тренировочном сборе?
- Прежде всего, мне хочется передать свой накопленный опыт молодому поколению, исправить их ошибки и недочеты, которые я вижу, когда смотрю соревнования или тренировки. Поэтому всегда с удовольствием и радостью приезжаю на такие мероприятия.
- Зачем передавать богатый опыт не только сумоистам сборной России, но и их соперникам?
- Когда я был спортсменом, мы приезжали на сборы в Японию с надеждой увидеть «первых номеров» японской сборной, ну или хотя бы со «вторыми номерами» побороться. А против нас выставляли «пятых» и «шестых». И у нас, я помню, было разочарование: нагрузиться как следует, а не с кем. И появляется досада, будто тебя обманули. Мне это знакомо, когда спортсмены не показывают друг другу какие-то свои приёмы, технику. Мне всегда это не нравилось. Я сторонник того, что главное в борьбе – это не секретные приёмы, а старание и труд на тренировках. Только большая и качественная работа может сделать из человека очень техничного и сильного спортсмена. А сильному борцу не страшно делиться опытом с молодыми, потому что тем самым, он развивает свой любимый вид спорта. Взять олимпийских чемпионов Александра Карелина, Махарбека Хадарцева, Арсена Фадзаева или многократных чемпионов мира по сумо. Это люди, которые добились больших результатов, потому что больше всех работали в спортивном зале. А скрывать от молодых спортсменов какие-то свои секреты не надо. Борьба должна совершенствоваться из поколения в поколения. - Тренировочный лагерь в Чехове продлится четыре дня. Максимум семь тренировок удастся провести с сумоистами. А потом они уедут в свои страны или российские регионы и быстренько могут забыть ваши уроки.
- Поэтому мне хотелось бы попасть на консультационный сбор для тренеров российских сумоистов, чтобы наши наставники молодёжи работали по одной системе, одинаково понимали принципы тренировочного процесса. Хотелось бы и спортивных судей увидеть на этих сборах. - Российские арбитры сумо нуждаются в консультациях?
- Есть ряд моментов, которые мне не нравятся в судействе. Начиная с того, как даются команды спортсменам во время поединков и заканчивая тем, как арбитры стоят на дохё. Конечно, жаль, что во время проведения соревнований мы не используем видео-просмотр спорных моментов. Мне кажется, что видео-просмотры надо обязательно вводить в российском сумо. Ведь от судей часто зависит судьба спортсмена. Неверное решение лишает сумоиста медали, губит его эмоциональный настрой, приводит к разочарованию. - Какие ошибки чаще всего допускают на дохё участники международного тренировочного лагеря в Чехове? - Практически все участники сбора неправильно стартуют после начала схватки. А это самое основное в сумо. Второе – теснение соперника на дохё. Это нужно делать только с согнутыми коленями. Ни в коем случае не на прямых ногах. Третье – ребята и девушки не делают «сико», именно те упражнения, которые являются базой и фундаментом для настоящего сумоиста. Спортсмены, конечно, разминаются, но таким базовым упражнениям, как «сико», «тепо», «сурияси» – уделяется мало внимания.
- Вам понравился Международный турнир по сумо «Кубок Содружества»?
- Да. Он прошёл на очень хорошем уровне. Ребята приехали из разных стран, и схватки были интересные. - Назовите трёх человек, благодаря кому вы стали настоящим борцом сумо.
- Я попал в сумо благодаря Александру Владимировичу Яковлеву. Этот человек, который увидел во мне и моём брате Батразе потенциал и долгое время нас уговаривал стать сумоистами. Второй – это Борис Михайлович Антонов - на тот момент президент Федерации сумо России. Он дал нам очень хороший толчок. Ключевую роль сыграл, конечно, Зоригто Иванович Саханов, благодаря которому мы с братом попали ив Японию. - За последние годы сразу несколько монгольских сумоистов сумели сделать фантастическую карьеру в профессиональном сумо. Речь про тех, кто в Японии получил высший титул борца сумо – «ёкодзуна». Почему, на ваш взгляд, ни один из российских сумотори не добился этого титула? - У российских сумотори очень большой потенциал. Талантов у нас много. Они как пластилин, с которым нужно работать. Но не везде есть необходимые условия для такой работы. Например, у нас в Осетии проблема с залом для занятий сумо, поэтому осетинские сумоисты, в том силе чемпионы мира и Европы, тренируются в спортзале общеобразовательной школы. Если бы у нас были все условия для совершенствования мастерства сумоистов, то и результат другой был ещё выше. А многие монгольские борцы часто летают в Японию, учатся там в школах сумо.
- Но в этих же школах «казарменная система» воспитания.
- И тем не менее монгольские ребята проходят эту школу. Выпускников этих школ сразу, кстати, видно, - и по фигуре, и по внешнему виду заметно, что они тренировались с настоящими японскими профессионалами сумо. А у нас в России нет даже глиняного дохё, на которых проходят тренировки и выступления профессиональных сумотори. И когда российские сумоисты выходят на настоящее глиняное дохё, то у них возникает дискомфорт, потому что они не привыкли к такому скользкому покрытию. Я по себе помню. Когда я впервые вышел на глиняное дохе, мне казалось, что не смогу бороться. Поэтому нам нужно настоящее глиняное дохё, хотя бы одно на всю Россию. - Кто бы из молодых российских сумоистов, на ваш взгляд, мог бы в перспективе претендовать на титул «ёкодзуна»? - У нас много перспективных молодых ребят. Вот, например, 18-летний Нукри Кабисов из Осетии. Вес у него – 177 кг. Кабисов ещё и года не занимается сумо, а уже показывает неплохие результаты. В спортзал его привёл многократный чемпион мира по сумо Алан Караев. Мы возлагаем на Кабисова большие надежды. Сначала он был рыхлый такой, а теперь у парня мышцы появились. У него есть всё для того, чтобы стать великим сумотори – и масса, и сила, и рост, и характер. Кабисов смелый парень, сильный духом, воспитанный, спокойный. То есть, обладает всеми качествами, которые важны для сумотори. Один раз приём ему показал, он уже запомнил. И таких, как Нукри Кабисов, много в России самородков. Если бы они попали в профессионалы, прошли школу подготовки в Японии, то показали бы там хорошие результаты. Я в этом уверен.
- 177 кг – хороший вес для будущего «ёкодзуна»?
- «Ёкодзуна» весят около 140-150 кг, но бывает, что и 300 кг. - До какого возраста талантливых сумоистов принимают в японские школы профессионального сумо?
- В Японию надо ехать до 23 лет. Потом уже поздно. - Выходит, ваш земляк - чемпион мира по сумо и победитель Международного турнира «Кубок Содружества» Заур Караев, уже никогда не станет великим «ёкодзуна»?
- Да, возраст. Хотя Заур Караев мог бы добиться этого титула. Характер у него железный, талант – невероятный. И размер ноги – почти 56-й. Представляете, какая у Караева точка опоры на дохё. У него были все данные, чтобы стать элитным профессиональным сумотори в Японии.
- Но у 18-летнего Нукри Кабисова ещё есть время.
- Такие таланты как Кабисов нам самим нужны в России. Хотя, конечно, у него было бы гораздо больше шансов стать «ёкодзуна», если бы он тренировался в Японии.
- Согласитесь, если российским сумотори не дают возможности выступать на чемпионатах мира и Всемирных играх, то есть смысл попробовать стать профессиональным сумотори в Японии, чтобы в перспективе получить титул великого «ёкодзуна»? - Почему нет. И для нашей страны это было бы престижно, если бы такой титул получил россиянин. Но у меня есть надежда, что скоро всё изменится и российские сумоисты смогут участвовать в самых крупных турнирах любительского сумо.